КИЕВКогда мы прибыли в Киев и положили сумки в камеру хранения, мы пошли пешком от вокзала в центр города. Вначале мы слишком сильно взяли вправо от вокзала, но шагалось легко. Карты у нас не было, однако мы правильно поднялись на улиц Саксаганского, а затем чересчур долго шли по ней вместо того, чтобы свернуть в сторону бульвара Шевченко. Как итог, мы сделали огромный крюк, но всё-таки вышли к области Бессарабского рынка - Mandarin Plaza etc. Нам тогда нужно было не к самому Крещатику, а к речному вокзалу, следовательно, через Андреевский спуск. Для этого нужно подыматься выше, чтобы попасть на Софийскую, Михайловскую площади, а там уже до Андреевской церкви рукой подать. Поэтому мы завернули наверх, по Пушкинской - Прорезной - Паторжинского - Ирининской (между прочим, на двух последних я не была, так что и в десятый раз можно обнаружить в центре Киева нехоженые места). А там дальше я узнала Владимирскую и - наконец - м попали в совсем уж знакомые места. Хмельницкий, указывая нам верный путь, был все так же хорош собой. Солнце начало светить сильнее, становилось жарче. Мы поспешили. На Андреевском было подозрительно малолюдно и видимо, после дождей, камни особенно очерчивались в мостовой, дорога была "промыта".
На Подол мы вышли к 9 часам - то есть, спустя 2 часа цель была практически достигнута. После завтрака мы пошли искать прогулочный теплоход, и тут же нас отловили - вначале молодой человек, зазывавший нас на "Ласточку" в конце причала, а затем и девушка, которая вызвалась нас любезно проводить до самого теплохода. Мы ждали, пока наберется группа желающих прокатиться в чудесный субботний день по реке, минут 45.
С Днепра правый берег действительно смотрится, словно в зелень окаймляющей лесопарковой зоны натыкали игрушек - памятники, архитектурные строения, поднимающиеся над кронами. Лавра была затянута лесами - видимо, там велись какие-то восстановительные работы.
После того, как мы вернулись и пришвартовались, мы прошли через туннель, к белой колонне (памятник Магдебургскому праву). В общем, мы перелезли через ограждение - и оказались на заброшенной лестнице, о существовании которой я даже не подозревала - думала, что колонной всё и ограничивалось. Там есть своя прелесть, это должно было быть монументальное, внушительное произведение искусства - но сейчас оно безбожно замусорено и захламлено, колонны разбиты и сброшены вниз, местами провалы.
Cкверик на Прорезной, где мы сидели, очень милый, там были художественно расписаны скамейки-лавочки. Мы уселись на затейливый узор - завитки, закорючки, сплошной экслибрис в старых книгах. На ближайшей лавочке общались французы, постарше и помоложе, хотя вначале я приняла их речь за грузинскую (???). Я не сильно вслушивалась. Они еще оставили пустую пачку из-под сигарет. (Я, когда фотографировала их лавочку, умница, выбросила ее в стоящую поотдаль мусорку). Она была самой оригинальной. привлекательной и симпатичной: хитрые пушистые серые коты смотрят на тебя, окруженные на удачу четырехлистниками клевера.
ИВАНО-ФРАНКОВСКИвано-Франковск до 1960-х годов назывался Станиславов/ым городом, в честь отца первого владетеля этих земель, графов Потоцких, который, собственно, и передал их вотчину сыну. Советская власть, разумеется, не могла попустить такой памятник феодализму и польской эпохе. Впрочем, замок Потоцких, к фундаментным основаниям которого (остались стоять только флигель и ограда) мы дошли после, был разобран по камушкам ещё при Австрийской империи, а из камня было вымощено и застроено 6 улиц. Так что напоминание осталось, в том числе остатки рвов, укреплений и т.п. Впрочем, замок в 17 . выполнял декоративную функцию и все башенки несли скорее эстетическое значение, чем были предназначены для военно-стратегических целей, как большинство замков Среднеековья. После разрушения замка во флигеле был обустроен госпиталь, поэтому улица так и называется - Шпитальна (укр. Госпитальная). Но вначале от вокзала наша дорога лежала к зданию юстиции, перед ней - собственно памятник всем местным героям УПА и ранее времен 1-й мировой войны, боровшимся за независимость края. Здесь никогда хорошо не относились к русским, в 1939 году вырезавшим несколько тысяч (до четырех) человек местной интеллигенции.
Чуть далее был бывший иезуитский костел и улица бернардинцев, если я не ошибаюсь, или каких-то других "черных братьев" -черноризцев. Собственно, тогда было выгодно уговаривать молодежь и их родителей посвящать души и богатство служению церкви, как и повсюду в те времена в католическом мире. Следует помнить, что греко-католики были немного на ином счету после Берестейской унии 1596 г. в попытке объединить католиков и приверженцев Константинопольского патриархата. Но это, на самом деле, был костел до определенного времени, сейчас он отошел после незалежности к УПЦ-КП. Мы начали прогулку утром, повсюду шла утренняя служба. Затем мы двинулись через парк к руинам замка, мимо нового памятника - Христу, установленного в 2000-м году. Собственно, к той знаменательной дате было построено на западе множество культовых объектов, особенно придорожных статуй Богоматери. Памятник мне не очень понравился, непримечательный, просто в хорошем месте. Сам город нравился, аккуратный. Далее мы обогнули замковую ограду, посмотрели на рыцарей, охраняющих главный вход - останки, бледные следы былой силы. Затем мимо рынка Настя нас повела к ратуше 17 века. Она в интересном стиле, австрийский классицизм, в основании крест, по сути, центральная башенка повторяет форму 8-конечной звезды (в христианстве, я знаю, это символ рождения Христа).
Рынок - неплох, но менее внушает, чем Львовский. Опрятно, отреставрировано, приятно. Собственно, как и в каждом старинном городе, через улицу от главной площади с ратушей находится соборная площадь с главным собором города.
На самом деле их два на площади, но один из них остался музеем искусства (раньше - атеизма) ещё с советских времен. К нему мы и вышли. Над первым ярусом здания виднелся герб Потоцких. Ранее он был голубой с белым, но эмаль на металле давно стерлась. Пока мы слушали рассказ, одновременно по площади разносилось песнопение из центрального собора города. Нам сказали, что оно транслируется также из динамиков по периметру, и по радио, чтобы люди могли не пропускать службу - оставаясь на работе в офисах и т.п. В круглой ротонде, ближе к главному собору на другом краю площади, стояла фигура Богоматери. Ближе к нам находился памятный солярный языческий знак (оригинально, не правда ли?), солнце с кучей маленьких солнц, выпускающее протуберанцы. Очень здорово. Далее наш путь лежал еще правее вниз, где располагалась в дар городу еще одна памятка фестиваля - кованая карусель. Затем мы вернулись на площадь и подошли к собору - люди как раз выходили со службы. Он очень больших размеров, с красивыми статуями в полтора-два человеческих роста.
Потрясает. Затем мы двинулись в сторону красивой старинной застройки, наткнулись еще на два кованых произведения в парке, взглянули на памятник Мицкевичу, изначально планировавшийся для другого города - но там власти просто не разрешили его установить. Краков или какой другой - не помню. Дальше мы двинулись на стометровку - Банковую улицу. Она красива, напомнила мне главные улицы Феодосии и Сум. Здания этажа в четыре уникальны, примечательны архитектурой. Есть и фонтаны, и ряды деревьев. Очень здорово. Далее нас повели к сувенирному магазину по улице Сечевых Стрельцов. Он потрясающий, очень милый! Как картинка из сказки. Белоснежно-панянский, чистенький, доверху наполненный разными милыми маленькими вещицами.
Украшения, шляпки, вся эта галантерея, завоз как импортный, чуть ли не с Америки, так и местный. Народ сразу же разбрёлся фотографироваться - у входной двери с фатоватым приветливым кроликом, у белого (гондорского) дерева, на качелях, возле мельницы, под красивыми окнами-витринами с козырьками, повязанными роскошными бантами. И все это оформлено в неповторимом шляхтанско-западноукраинском, лощеном, но милом стиле - узнаваемом и во Львове, и здесь. Это заняло какое-то время (как-никак, нас было 44 человека), и потом мы направились обратно к ратуше. Возле Ратуши нам дали свободное время, что-то около двух часов - походить самим, осмотреться.
Сначала мы сфотографировали ратушу, затем пошли в музей - бывшую церковь. От входного билета отрезается уголок с контролем - и получается открытка. Там много работ по дереву, в этом бывшем музее атеизма, а также каменных изваяний святых и ангелов. Плюс выставка работ ИФ/Станиславовских видов одного местного художника. И собрание икон из разных сёл. Были там и распятия, и портреты австрийской школы, даже кисти одного русского живописца. Но мне больше всего понравились символические образные работы одного замечательного мастера, выставка которого проходила в помещении слева от алтарной части. Это настолько сильно, образно, многомерно и многозначимо одновременно - все символы, которые он сплетает воедино - что впечатление огромно. Нет слов. Очень большая энергетика значимости у каждого из сплетений, отражающего то или иное календарное явление, событие и т.п.
Дальше мы вышли к началу парка с памятником Мицкевичу и площади, посреди которой на проезжей части стоит фонарь, разграничивая движение. Там же в глубине уходящей улицы видна синагога. Мне это напоминает одну из парижских площадей, место понравилось. Далее мы вернулись на Банковую, чтобы присесть в кафе "Старый Станиславов" и поесть. Было тепло, дул ветерок, мы сидели в тени, напротив бил фонтан. Я заказала солянку и "не больше 200 г" белой рыбы с овощами. Плюс минеральную воду регионального разлива как-то на Л. ... название забыла. Пока это все великолепие готовилось, я решила пойти поискать батарейку. Я думала, что это дело несложное - в том же доме, где находилось кафе, пестрели вывески фотостудий, мастерских и т.п. Но - везде было закрыто! Видимо, как в Европе, на западе у нас свято чтут торговцы воскресенье как выходной день, когда никто не работает. Закрытых магазинов была уйма, я бесполезно спускалась в подвалы и поднималась на этажи. Я обогнула дом в конце стометровки и завернула на улицу, идущую параллельно Банковой - ею оказалась улица Сечевых Стрельцов. На ней меня ждало то же самое - и! - тот самый волшебный сувенирный магазинчик. Туда я на этот раз зашла. Глаза сразу разбежались. Так красиво. Я пошла налево, к прекрасным подвескам из венецианского стекла millefiori. Кругляшек с запечатанными нем геометрическими фигурками, сердечками и проч. был оправлен в серебряный изящный ободок. Я купила его в подарок сестре.
У солянки был чудесный вкус, чуть острый и кислый одновременно, неожиданно бульон был почти прозрачный и плавал лимончик. Далее мальчик принес мне заказ с рыбой. Я была потрясена порцией. Спросила - утвердительно - Здесь больше 200 г.!? - Он ответил: "Чуть больше". Я кое-как управилась с 2/3 щедрого огромного куска, остальным докормила подругу. Мы не спешили, хотя знали, что немного опаздываем на условленное время в точку сбора. Поесть не спеша и в удовольствие важнее. Рыбка-то весила 400 г.!! Действительно огромная порция. Я мягко высказала небольшое недовольство, но на самом деле огорчаться было нечего - ни один кусочек вкуснятины не пропал. Мы опоздали на 15 минут, и наш микроавтобус тронулся первым. Во время поездки в Ворохту я не закрывала глаз ни на минуту. Однажды я уже проделала этот путь в январе 2009, зимой. Тогда все было иначе. Сейчас быстро пошла благословенная зелень лесов, особенные небесные краски. Сердце билось, словно я возвращалась домой. Джерельца, горные потоки, мосты через них, камень и дерево. Прекрасно. Словно глаза дышали тогда свежим воздухом. Это я сейчас так передаю, но в горах нет ничего высокопарного.
Очень много остатков разрушенных мостов через реки - разливы сносят их часто, но люди не восстанавливают старый мост, а строят новый - рядом. Есть и такие, где настил деревянный, временный, а опоры и сваи - каменные, ж/б и т.п. Вода разрушает коммуникации каждый год, и иногда так легче. Куски заброшенной дороги - почти у каждой переправы через реку. Местность оправилась от паводка 2008. Старые укрепления берегов рек, их ложа (мы ехали в основном вдоль Тисы) очень мне понравились. Кладка ровная, камни гладко пригнаны друг к другу и одинаковых размеров. Лежат они 2-3 уступами. Речки летом мелководны, в отдельных изгибах вода еле бежит, полно колен, скоплений щебня и гальки. Здесь и там ведется добыча строительного материала. Невозможно представить, что здесь творится весной. Из года в год - постоянная, упорная борьба человека с природой. Также с самого начала я заметила, что зеленый туризм в Карпатах стараются развивать. Часто на отведенных участках или собственных наделах высятся новые срубы, "садиби" - усадьбы. Их сдают приезжающим. Но мне кажется, таких, кто приезжает сюда сам по себе, без предварительного бронирования, или заказа тура, немного. Много свободных мест, много надежд заработать... Но здесь нация талантливых строителей и каменщиков от века.
ВОРОХТА. ПРИЕЗД.Эдита (ответственная за вечерние развлекательные мероприятия) сказала нам, что если идти минут пять влево по дороге, там есть джерело (родник), где можно набрать воды. Через пару сотен метров улица с правой стороны кончилась, и начался лесок, уже принадлежащий Карпатскому заповеднику. Почти сразу - указатель на родник на пригорке. Какая там вода, особенно если ее пробуешь в первый раз! Где еще можно утолить жажду с одного глотка? Вода и ничего кроме воды на вкус - такая, какой она должна быть. Наши соседи, когда мы делились впечатлениями, после сказали, что тоже пришли к выводу, что вода там именно водянистая. Мы попили вдоволь, набрали бутылочку (она была после "Биолы", но содержимое в ней теперь было куда более ценным). Мы двинулись чуть вправо и вверх, выше в лес. Все эти тропинки, зеленые лужайки, чистота и красота. Дальше мы перешли по досточке топкую полоску земли и двинулись вверх в лес. Я углядела на дереве черную белочку, она подарила мне улыбку и не самые удачные попытки ее сфотографировать (я не брала свой фотоаппарат в лес). В лесу дышалось легко, хоть не было такого сильного смолистого запаха, как в Верховине зимой 2.5 года назад. Мы вышли на беспорядочный лесоповал - везде валялись стволы и ветки смерек, высокая трава быстро оплетала неаккуратные, щербатые пни. Словно какой-то великан поломал всё вокруг в радиусе 20 м. Мы карабкались на рухнувшие стволы, оглядывались-рассматривались. Мне не нравится подобная нарушенная красота, место не самое привлекательное. Расщепленная сосна торчала, как мачта. Мы не стали идти дальше, повернули назад, к роднику. Итак, в 6 часов нас позвали на ужин. Мы сидели за одним столиком с соседями из Мариуполя, Катей и Сашей, они уже вместе два года. Нас поджидал отменный ужин. Я давно так вкусно не ела. Все казалось особенным - даже простое масло. А уж как хорош карпатский чай! После 8-ми мы были во дворе, где каждый вечер горела ватра - т.н. "костер дружбы". Вокруг него стояли нехитро сделанные лавочки - две колоды, а на них - широкие доски прибиты гвоздями. У заборчиков были точно такие. Эдита вышла нас развлекать - разучивать гуцульские песни и танцы. Последние понравились особенно. Нас научили танцу со скалкой в первую очередь. Становятся в ряд мужчины, напротив них - девушки. Танцующие должны передавать скалку друг другу, крепко зажав сначала между шеей и плечом, затем под подбородком, затем под мышкой, и наконец наиболее пикантно - между коленями. Далее был парный танец - учились танцевать "голубку". Было весело. перед сном мы ещё прошлись. Темнеет там, на западе, позже. Горы... Я легла спать абсолютно счастливой. И перед сном оставила следующую запись.
Здесь кажется, что ты ближе к земле... Ты вспоминаешь. И - так близко небо. И всегда хочется запрокинуть голову, вглядываться в него. Так просто. И очень редко - в городах. Холмы синими, зелеными, серыми лесистыми грядами. Но ты уже в горах. 850 м над уровнем моря. Где вода - на каждом шагу из-под земли. Ты пьешь - и понимаешь - Вода. Ты напиваешься, она полностью впитывается в тело, не хочется даже есть - быть сытым ею. Здесь распахнута грудь, расширены легкие. Тебе хочется призвать их, этих древних духов, хранителей леса - они существуют, они там, присутствуют.
Ещё в лесу - карпатские черные белки. Я сегодня видела одну - от моего визга она удрала еще выше.
Темнеет не скоро, и это лучшие часы для прогулки.
Кажется, что по дороге можно уйти далеко-далеко за незаметное количество времени. Это край спокойствия. Пожалуй, и обретения себя. Любое место, которое тебе нравится, хочет присвоить тебя себе. Не это.
Одиноко стоящий на горизонте силуэт дерева. Символ выдающейся красоты и внутренней силы.
В лесу через топкие прогалины переброшены доски. Почти нет насекомых. Дорогу показывают мертвые бабочки и живые. Земляника прячется, нужно терпение и сноровка - быстро проверить все кустики, широко расставляющие свои листья кверху.
Здесь ясны мысли. Ничто не туманит разум. Усталость также благословенна. Краски спокойны и тихи. Красота настигает внутри.
Краткое описание поездки в Карпаты / Часть 1
КИЕВ
ИВАНО-ФРАНКОВСК
ВОРОХТА. ПРИЕЗД.
Здесь кажется, что ты ближе к земле... Ты вспоминаешь. И - так близко небо. И всегда хочется запрокинуть голову, вглядываться в него. Так просто. И очень редко - в городах. Холмы синими, зелеными, серыми лесистыми грядами. Но ты уже в горах. 850 м над уровнем моря. Где вода - на каждом шагу из-под земли. Ты пьешь - и понимаешь - Вода. Ты напиваешься, она полностью впитывается в тело, не хочется даже есть - быть сытым ею. Здесь распахнута грудь, расширены легкие. Тебе хочется призвать их, этих древних духов, хранителей леса - они существуют, они там, присутствуют.
Ещё в лесу - карпатские черные белки. Я сегодня видела одну - от моего визга она удрала еще выше.
Темнеет не скоро, и это лучшие часы для прогулки.
Кажется, что по дороге можно уйти далеко-далеко за незаметное количество времени. Это край спокойствия. Пожалуй, и обретения себя. Любое место, которое тебе нравится, хочет присвоить тебя себе. Не это.
Одиноко стоящий на горизонте силуэт дерева. Символ выдающейся красоты и внутренней силы.
В лесу через топкие прогалины переброшены доски. Почти нет насекомых. Дорогу показывают мертвые бабочки и живые. Земляника прячется, нужно терпение и сноровка - быстро проверить все кустики, широко расставляющие свои листья кверху.
Здесь ясны мысли. Ничто не туманит разум. Усталость также благословенна. Краски спокойны и тихи. Красота настигает внутри.
ИВАНО-ФРАНКОВСК
ВОРОХТА. ПРИЕЗД.
Здесь кажется, что ты ближе к земле... Ты вспоминаешь. И - так близко небо. И всегда хочется запрокинуть голову, вглядываться в него. Так просто. И очень редко - в городах. Холмы синими, зелеными, серыми лесистыми грядами. Но ты уже в горах. 850 м над уровнем моря. Где вода - на каждом шагу из-под земли. Ты пьешь - и понимаешь - Вода. Ты напиваешься, она полностью впитывается в тело, не хочется даже есть - быть сытым ею. Здесь распахнута грудь, расширены легкие. Тебе хочется призвать их, этих древних духов, хранителей леса - они существуют, они там, присутствуют.
Ещё в лесу - карпатские черные белки. Я сегодня видела одну - от моего визга она удрала еще выше.
Темнеет не скоро, и это лучшие часы для прогулки.
Кажется, что по дороге можно уйти далеко-далеко за незаметное количество времени. Это край спокойствия. Пожалуй, и обретения себя. Любое место, которое тебе нравится, хочет присвоить тебя себе. Не это.
Одиноко стоящий на горизонте силуэт дерева. Символ выдающейся красоты и внутренней силы.
В лесу через топкие прогалины переброшены доски. Почти нет насекомых. Дорогу показывают мертвые бабочки и живые. Земляника прячется, нужно терпение и сноровка - быстро проверить все кустики, широко расставляющие свои листья кверху.
Здесь ясны мысли. Ничто не туманит разум. Усталость также благословенна. Краски спокойны и тихи. Красота настигает внутри.