История фортепьяно:
Фортепиано - в настоящее время самый распространенный в "цивилизованном мире" инструмент. История его сравнительно коротка. В современном своем виде, с механизмом молоточков фортепиано существует неполных два столетия. Но и зачаточная форма фортепиано (струнный инструмент с клавиатурой) восходит не дальше средних веков. Впрочем, если не принимать во внимание клавиатуры, которая в сущности одна только делает фортепиано тем что оно есть, т. е. клавишным инструментом, то придется в конце концов считать предшественниками фортепиано все струнные инструменты, на которых играли плектром или пальцами. Тогда происхождение его теряется в глубокой древности. Предание ведет историю фортепиано от монохорда, инструмента, издревле служившего для теоретического определения соотношений тонов. Единственная струна этого инструмента посредством передвижения подставки показывала соотношения длины струн для всех тонов скалы. Аристид Квинтилиан (2-й век до Р. Х.) описывает однако уже геликон, снабженный четырьмя одинаково настроенными струнами, и представлявший собою дальнейшее развитие монохорда. Геликон служил для большей наглядности консонирования интервалов. Древнейшим инструментом с клавиатурой является орган. Затем явилась мысль о применении клавиатуры к монохорду, в виде системы подставок, из которых каждая при нажатии соответствующей клавиши поднималась бы настолько, чтобы крепко прижать в известном месте струну. Мысль эта появилась не скоро, но все же, как доказывает органиструм (см. Лира малороссийская), она осуществилась не позднее 8-9-го века, т. е. в то время, когда орган начал распространяться в монастырях в качестве школьного инструмента. Древнейшим из встречающихся названий фортепиано-образных инструментов было "exaquir" (испан.), "eschiquier" (франц.), "esquaquiel" и т. п. (все в 14-м веке), у Г. де Машо с прибавкой "d'Angleterre", т. е. английская шахматная доска. Под этим названием описан органообразный струнный инструмент. По всей видимости фортепиано-образные инструменты впервые стали изготовляться в Англии, где, как известно, впервые также появилась достойная упоминания фортепианная литература.
У клавихорда (клавикорда) в начале 16-го века было еще гораздо меньше струн чем клавишей, но наверное гораздо раньше у него уже появились двухорные и треххорные струны (для каждого звука были по 2 или по 3 одинаково настроенных струны, причем каждый такой "хор" струн служил для нескольких клавишей). Примитивные деревянные подставки органиструма (и более старинного монохорда) преобразовались понемногу в металлические язычки (тангенты). Эти тангенты, прикрепленные к задним концам клавишей, приподнимались последними и не только делили струны на две части, но одновременно и заставляли их звучать (в старинном монохорде последнее достигалась только посредством дергания струны плектром или пальцем). Струны были расположены наискось, как в современной рояли, и звучащая часть их приходилось вправо от играющего. Заглушение левой части струны производилось вероятно левой рукой, или может быть, и тогда уже вплетали в струны полоску сукна. Объем тонов этого маленького инструмента был тот же что у Гвидонова монохорда, т. е. простирался от G до е" без каких бы то ни было черных клавишей кроме b и b1;
Не многим позднее клавихорда появился клавицимбал. Вирдунг полагает, что последний произошел от псальтера, одного из видов треугольной маленькой арфы, но название клавицимбал указывает на то, что в нем видели цимбал с клавиатурой. Ящик у этого инструмента был треугольный, соответственно уменьшающимся (в зависимости от постепенного повышения) размерам ряда струн. Главное различие между клавихордом и клавицимбалом заключалось в том, что у последнего каждой клавише соответствовала особая, настроенная в известном тоне струна, вследствие чего не было уже надобности в делящей струну подставке (ладе). Клавицимбал, в том виде как мы его находим изображенным впервые у Вирдунга, представляет собой таким образом самое старинное фортепиано "без ладов". Инструмент этот также вскоре был снабжен для усиления тона многохорными струнами и изготовлялся, по свидетельству Преториуса (1618), с микстурообразными (!) системами струн. Клавицимбал требовал, естественно, совсем иного рода удара - вместо тангентов клавихорда здесь применялись деревянные палочки, на верхних концах коих были насажены маленькие заостренные кусочки птичьих перьев (из крыла ворона), зацеплявшие при ударе струну (отсюда название "stromenti da penna" - "инструменты с перьями"). Клавихорд и клавицимбал существовали одновременно, пока в конце 18-го и начале 19-го века оба не были вытеснены современным фортепиано с молоточками. Уже в 16-м веке размеры обоих инструментов стали крупнее. Клавихорд строго сохранял свою четырехугольную форму, вскоре его поставили на ножки и систему струн сделали похожей на систему струн клавицимбала, т. е. для верхних нот стали применять соответственно более короткие и тонкие струны, кроме того все более и более ограничивали старинный прием пользоваться несколькими клавишами для управления одной струной (или одним хором струн). Однако клавихорды совсем свободные от ладов по-видимому начали изготовляться лишь в начале 18-го века. И. Г. Вальтер [Lexikon 1732] говорит, что Даниэль Товия Фабер, органист в Крайльсгайне, первый ввел это усовершенствование. В качестве школьного и учебного инструмента клавихорд решительно предпочитался, особенно в Германии, потому что он до известной степени способен был придавать тону различные оттенки, тогда как тон клавицимбала был неизменно отрывист, жесток и сух. Эффектом, доступным одному только клавихорду, было дрожание, производимое посредством легкого качания пальца на клавише, которое вызывало нежное трение тангента о струну. Более разнообразные формы фортепианоразвились из клавицимбала. Маленькие, имевшие вид четырехугольника, инструменты этого типа назывались спинетами. Название виргинал (вирджиналь) встречается уже у Вирдунга [1511] и следовательно не имеет никакого отношения к "девственной" (virgo) английской королеве Елизавете. Вероятно так назывался инструмент, у которого нижний регистр был невелик, но за то средний на октаву выше чем у больших представителей этого типа, подобно регистру Jungfernregal в органе. Инструменты более крупных размеров, построенные в форме прямоугольного трехугольника со срезанными острыми углами (подобно нашим современным роялям), удержали старое название клавицимбал (или просто cembalo, также испорченно или с намеком на нижний регистр - gravicembalo и у французов clavecin, clavessin). Они назывались еще arpicordo (англ. Harpsichord), у немцев также Flügel (крыло), Kielflügel, Steertstück и Schweinskopf. У нашего современного пианино также был предшественник уже вначале 16-го века, а именно клавицитериум (Clavicytherium), - клавицимбал с вертикально расположенными кишечными струнами (позади клавиатуры помещался вертикальный треугольный ящик). Такое вертикальное расположение струн встречается, однако, уже раньше у клавихорда, клавицитериум существовал еще в 17-м веке. Сходную с ним форму имел позднейший, нередко еще в начале 19-го века употреблявшийся вид фортепиано - жираф. Конец 16-го века принес, вместе с стремлением воскресить хроматическое и энгармоническое наклонения древних греков, также неоднократные попытки расширить клавиатуру и комплект струн "инструментов" (такое общее название давали долгое время всем различным видам фортепиано). Другими, частью гораздо позднейшими попытками усовершенствования являются различные виды смычковых фортепиано, сочетание ряда настроенных колокольчиков с фортепиано и т. п. Напротив, в общее употребление вошли клавицимбалы с двойной клавиатурой (на подобие органов), которые для каждой клавиатуры имели особый комплект струн (вероятно изобретение Ганса Рюкера старш.). Обыкновенно верхняя мануаль (клавиатура) бывала расположена на октаву выше (срв. сказанное выше о виргинале), причем обе клавиатуры можно было связать так, чтобы нижняя управляла также и верхней. Усиление октавами придавало инструменту большую силу тона. Временно большой популярностью пользовались clavecins à peau de buffle Паскаля Таскена (Париж 1768), у которых, наряду с перьями, были также палочки с язычками из кожи буйвола. Так назыв. jeu de buffle можно было пустить в ход отдельно или одновременно с перьями. И. К. Эстерлейн в Берлине изготовлял около 1773 также фортепиано с кожаными язычками. Но настоящий период расцвета фортепиано начинается всетаки только с изобретением фортепиано с молоточками или, как оно вначале называлось, "Piano е forte" ("слабо и сильно"; Pianoforte, фортепиано). Самое название указывает на суть дела [В русском языке это видовое название превратилось в родовое и таким образом в настоящей статье (фортепиано) трактуется о ряде инструментов, не подходящих собственно под то понятие о фортепиано, которое связано с этим словом в других языках. С этим приходится, однако, мириться за неимением в русском языке слова, точно соответствующего например немецкому Klavier ("клавишный инструмент").]. Злейшим недостатком фортепиано с перьями всегда считалась его неспособность к разнообразию в оттенках тона. Тон его был короток, остер и всегда одинаковой силы. Этого было достаточно, чтобы не дать оркестру разойтись - надо было только резко отчеканивать звуки клавицимбала, но для исполнения соло последний был не особенно пригоден. С другой стороны нежный клавихорд был неспособен развиться до более сильных акцентов. Приходилось найти новый принцип извлечения звука и он был найден. Клавицимбалу пришлось снова превратиться в цимбал, чтобы возникнуть вновь в виде фортепиано. Нет сомнения, что временная сенсация, произведенная усовершенствованным цимбалом (Hackbrett) Панталеона Гебенштрейта (1705), дала толчок к применению удара момолоточками на фортепиано. Почти одновременно сделано было несколько попыток этого чрезвычайно важного изобретения, и неоднократно возникали споры о том, кому принадлежит пальма первенства в этом открытии. В наст. время установлено (по-видимому неопровержимо), что первым изобретателем был Бартоломео Кристофори, инструментальный мастер во Флоренции (1711). В его механизме молоточков имеются все существенные составные части механизма роялей: обтянутые кожей молоточки на особом бруске, репетиция (отскакивание молоточков) при помощи пружины, которая быстро возвращает молоточек после удара на прежнее место, скрещенные шелковые шнурки (переплетающие концы струн), позднее замененные тесемками, употребительными и поныне, и особые дэмпферы для каждой клавиши. Несравненно примитивнее и несовершеннее были изобретения Мариуса в Париже (1716) и Х. Т. Шрётера в Нордгаузене (опубликовано 1763; но Шрётер уверяя что сделал свое изобретение в 1717). Инструменты Кристофори не выходили за пределы Италии и вообще мало обратили на себя виимания. Более широкое применение получило его изобретение, благодаря Готфриду Зильберману в Фрейберге. Первые фортепиано Зильберманане были, правда, сначала не вполне одобрены И. С. Бахом, но под конец ему удалось удовлетворить всем требованиям последнего. Инструменты Зильбермана имели большой успех и много содействовали тому, что это изобретение получило окончательное признание. Механизм его в существенном был тождествен с механизмом Кристофори, т. е. в конце концов с современным так назыв. английским механизмом. "Немецкий" или "венский" механизм составляет изобретение Георга Андр. Штейна в Аугсбурге, ученика Зилбермана. В механизме Штейна молоточки не лежат на особом бруске, а стоят на задних концах клавиш. Инструменты Штейна, а также позднее его зятя Штрейхера в Вене весьма ценились. Их конструкцию начали преимущественно применять в Германии. Так как английские фортепианные фабриканты, особенно Бродвуд усовершенствовали в деталях механизм Кристофори-Зильбермана, то последний и получил название "английского". Значительное новое изобретение в конструкции фортепиано сделал в 1823 Себаст. Эрар, а именно "двойную репетицию" (double échappement), которая позволяет, не отпуская вполне клавишу, повторять удар молоточка о струны (репетиционный механизм). Дальнейшие усовершенствования в конструкцию фортепиано в последующее время внесли в особенности Альфеус Бабкок (чугунная рама 1825, усовершенствована Штейнвэем 1855).
Килик: древнегреческий сосуд для напитков плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые в отличие от канфара не превышают по высоте кромку самой чаши.
Кассоне: сундук, распространенный в Италии и предназначенный для хранения носильных вещей, тканей, белья, всего того, что женщины обычно приносили в приданое к свадьбе (свадебный сундук). Вначале его украшали стукко, обивали бархатом или камчатой тканью, с XVI века его начинают украшать величественным резным декором. В начале XV века в Тоскане появилась мода украшать кассоне живописными панно на религиозные, мифологические сцены или сцены из древней и современной истории.
В искусствоведческой терминологии «кассоне» называют одновременно и украшенный сундук и художника, специализирующегося на изготовлении кассоне. Среди них были такие прославленные мастера, как Якопо дель Селлайо, но были и те, кто специализировался исключительно на производстве кассоне и не оставил своего имени (напр. Мастер Аргонавтов, чьи прекрасные панели от кассоне хранятся в музее Метрополитен). Среди имен известных художников, которые не гнушались росписью кассоне, можно назвать Боттичелли, Мазаччо, Филиппино Липпи, Либерале да Верона, Ло Скеджа и др. В XIX веке расписные панно, снятые с кассоне, продавались отдельно, поэтому теперь их можно видеть в залах музеев в дорогих рамах.
Этим термином называют также некоторые декоративные панно, используемые во флорентийской меблировке конца XV — начала XVI века, которые располагались непрерывным фризом вдоль стен больших залов или супружеских опочивален (spalliere).
Ритон: сосуд для питья в виде рога животного. Сосуд часто использовался в сакральных обрядах возлияния вина в честь того или иного бога. При этом слово «ритон» не встречается в древнейшем известном микенском греческом, записанном линейным письмом Б.
Ритон часто завершался скульптурой в нижней части и украшался рельефами и гравировкой. Ритоны изготовлялись из металла (золота и др.), глины, кости, рога. Имеют отверстие в нижнем узком конце.
Филенка: декоративный элемент оформления, узкая окрашенная полоска на границе между участками стены с разными цветами.