
Родина — Иран (Герат, Хорасан), Афганистан. Растёт и на территории иранского и иракского Курдистана, а также в районах СССР, пограничных с Ираном и Афганистаном.
В VI веке до н. э. асафетида была завезена на территорию Северной Африки (Киренаика), где вначале распространилась, но затем ещё во второй половине I века нашей эры была хищнически истреблена из-за большого спроса на неё.
Найдя в середине апреля в горах растение, сборщики асафетиды обкапывают растения, обнажая корень, удаляют сухие листья, очищают верхушки корней. После чего корни опять прикрывают рыхлой землей, а сверху закрывают камнем. Первый этап подготовки к сбору завершён. Примерно через месяц, во второй половине мая корни снова обнажают и срезают верхнюю часть чуть ниже соединения с листьями. На месте среза выступает млечный сок, который буреет на воздухе и застывает в латекс. Над срезом устраивается укрытие, предохраняющее от солнечного света и пыли. Через 2 дня латекс собирается и делается новый разрез, в следующий раз латекс собирается через 5 дней. В третий раз операция повторяется через 10 дней и т. д. пока не перестанет сочиться сок. С каждого растения можно собрать от 900 до 1300 г свежего латекса.
В кулинарии, в качестве пряности, используют высушенный латекс (млечный сок), добываемый из корней растения асафетиды и используемый в качестве пряности.
В готовом виде пряность асафетида представляет зернистую массу неопределённой формы. Зёрна («миндалины») разной величины связаны между собой жёлто-коричневой липкой массой. Зёрна внутри молочно-белые с розовыми прожилками. На месте разреза от действия воздуха становятся пурпурно-красными, а затем красно-бурыми.
При комнатной температуре асафетида мягка, как воск. Эластичность повышается при более высокой температуре. На холоде же наоборот пряность становится хрупкой и легко измельчается в порошок. Кроме эпитета «отвратительный», наверное, трудно подыскать более подходящий для вкуса асафедиты. Едкая смесь запаха чеснока и лука с более выраженной чесночной составляющей составляет основу «аромата» пряности. Одной из самых примечательных характеристик асафетиды есть летучесть её запаха и въедливость вкуса. Вкус ощущается во рту в течение нескольких часов и не удаляется даже полосканием полости рта. А запах за несколько минут пропитывает комнату так, что в течение суток не выветривается.
В настоящее время асафетида является почти исключительно азиатской пряностью.
Пряность применяется в мясных блюдах, преимущественно из баранины, в кухнях иранской, афганской и курдской. В других кухнях индийской и яванской асафетида применяется в рисовых и овощных блюдах. При применении асафетиды с другими пряностями неприятные оттенки аромата смягчаются.
Особенно широко асафетида применяется в рисовых блюдах.
Сильфий, или лазер (др.-греч. σίλφιον, лат. silphium, silpium, laser), был растением рода Ферула (Ferula), семейство Зонтичные. По внешнему виду сильфий был похож на другие растения этого рода. Высушенный млечный сок сильфия тоже назывался по-латински laser, а также laserpicium, lasarpicium или laserpitium.
Сильфий широко использовался в Древней Греции и в Древнем Риме как приправа и как лекарственное средство. Произрастал в северной Африке, в Киренаике, на территории современной Ливии.
Сильфий представлял для греков и римлян большую ценность. Он считался даром Аполлона и продавался на вес монет — серебряных денариев. Юлий Цезарь в начале гражданской войны взял из общественной казны, наряду с золотом и серебром, приблизительно полтонны лазера.
Сильфий был наиболее важной статьёй экспорта для Киренаики и для её столицы Кирены. Он изображался на киренских монетах и был единственной данью, которую жители страны платили римлянам.
О сильфии пишут многие античные авторы: Геродот, Плиний Старший, Страбон, Гиппократ, Катон, Колумелла. Многочисленные упоминания встречаются также в художественной литерауре: Софокл, Аристофан, Менандр, Плавт, Катулл, Петроний Арбитр. Сохранился рецепт ароматной приправы из сильфия и семян сосны (в сборнике, приписываемом полулегендарному римскому гурману Апицию).
Плиний Старший пишет: «Лазер — один из самых замечательных даров природы, имеющий множество применений». В лечебных целях сильфий употребляли при кашле, при болях в горле, при повышенной температуре (эфирные масла зонтичных снимают тахикардию), при расстройствах пищеварения (ср. современные нашатырно-анисовые капли); как противоядие при укусах змей и скорпионов; при попадании ядовитой стрелы; от бородавок, а иногда и при любых болях и болезнях. Например, Гиппократ приводит такой рецепт: «Если прямая кишка выпадает и не остаётся на своём месте, возьми сильфион, по возможности свежий и плотный, наскобли его мелко и прикладывай его как припарку». Одним из важнейших было применение сильфия как контрацептива и как средства для предотвращения выкидышей.
Заготовки велись в относительно небольшом районе вблизи побережья, размером приблизительно 50x200 км. Постепенно сильфия становилось меньше, попытки выращивать его за пределами Киренаики не приводили к успеху: «...и Иония, и Пелопоннес не так уж плохо расположены в отношении солнца и времени года, чтобы там был недостаток солнца для произрастания растений, однако, несмотря на многочисленные попытки, невозможно было вырастить в Ионии и Пелопоннесе сильфион, сам по себе растущий в Ливии» (Гиппократ).
Катулл (87-57 гг. до н.э.) в одном из своих стихотворений свидетельствует о богатых урожаях, но в I веке н.э. сильфий исчез. Об этом сообщает Плиний Старший: «На памяти нынешнего поколения там было найдено одно-единственное растение, которое послали императору Нерону как диковину.»
Вероятно, сильфий как биологический вид вымер, и скорее всего, это объясняется хищническими заготовками. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что сильфий — это Ferula tigitana, произрастающая в северной Африке.

Киноварь — наиболее распространённый минерал ртути. Образуется в гидротермальных близповерхностных месторождениях, вместе с кварцем, кальцитом, баритом, антимонитом, пиритом, галенитом, марказитом, реже с самородным золотом.
Крупнейшее в мире ртутное месторождение Альмаден находится в Испании (Альмаден), на долю которой до недавнего времени приходилось около 80% мировой добычи ртути, в Югославии (Авала), Италии (Идрия), США (Нью-Альмаден). Плиний Старший упоминает в своих сочинениях, что Рим закупал в Испании ежегодно до 4,5 т ртути.
Киноварь добывали в Римской империи для получения ртути и красного натурального пигмента. Некоторые из римских шахт разрабатываются и сегодня.
Киноварь обычно откладывается в жилах, ассоциированных с недавней вулканической активностью и щелочными горячими источниками.
В древности киноварь добывалась не только и не столько как источник ртути, но и как незаменимый и дорогой минеральный пигмент.
Киноварь с древности применялась в качестве красной краски, как источник для получения ртути и как единственное существовавшее до изобретения антибиотиков надёжное (хотя и небезопасное) средство лечения сифилиса. Как незаменимый ярко-алый минеральный пигмент киноварь применяли уже в Древнем Египте, со времён ранней Византии и доныне как минеральный пигмент является по сути незаменимой и широко используется в иконописи.
Сикомора
Прежде всего, следует пояснить, о каком именно дереве идет речь. Дело в том, что названия “сикомора”, “сикомор”, “сикамора” и “сикамор” используются для обозначения целого ряда растений (деревьев). В частности, иногда так называют некоторые американские по происхождению деревья, прежде всего, планеру водную (Planera aquatica), платан западный (Platanus occidentalis), явор или клен ложноплатановый (Acer pseudoplatanus).
Данная практика вполне правомочна, но названия этих растений следует писать через букву “а”, т.е. “сикамора” или “сикамор”.
Рисунок 1. |
Наш же очерк посвящен настоящей сикоморе – дереву из семейства тутовых (Moraceae) и рода фикусов (Ficus). Это родственник инжира, но с более мелкими, хотя и тоже съедобными, плодами. Птицы, например плодоядные голуби, и местные жители их едят, но, на мой взгляд, их гастрономические достоинства невелики. Растет оно в Египте, Эфиопии и в целом ряде других районов Северной Африки и Ближней Азии.
Мифология
Широкое распространение этого величественного ветвистого дерева не могло не привлечь к нему внимания народов, населяющих территории, где оно встречается. Тем более что как биологические, так и мистические его свойства всегда давали для этого все основания. Наряду с финиковой пальмой, сикомора являлась одним из главных священных деревьев этих мест.
![]() Рисунок 2. |
Различные области Древнего Египта даже назывались именем этого священного дерева. Среди них можно назвать Землю Сикоморы, где росла “Сикомора Юга”. Она почиталась как живое тело Хатхор, которую там называли хозяйкой Южной Сикоморы.
Для древних египтян сикомора являлась одним из растений, являющихся символом Древа Жизни. Именно с ней связывалась в Египте идея вечной жизни. В “Текстах Пирамид” (916) говорится о высокой сикоморе у восточного неба, на склоненных ветвях которой подобно птицам сидят боги. В связи с этим сикомора является формой проявления богини Неба Нут, которая своего мертвого сына Осириса должна “заслонить и его душу в своих ветвях омолодить”. Идея о ежесуточном возрождении жизни и света отражена в свидетельстве о “двух сикоморах из бирюзы” (“Книга Мертвых”, гл. 109), стоящих у восточных врат неба, из которых ежедневно выезжает по утрам Ра.
![]() Рисунок 3. Поклонение |
Богиней или хозяйкой сикоморы является Хатхор, великая богиня Неба, плодородия и любви. Хатхор обитает в стволе этого дерева, стоящего на тропе в иной мир, и питает умерших соком и плодами сикоморы. Человек, отведав даров Хатхор, получает новые духовные силы и возможность двигаться дальше, продолжая великое путешествие в Вечности. На Рисунке 2 воспроизведена виньетка из “Папируса Ну”, на которой изображается рука Хатхор, вырастающая прямо из дерева и утоляющая жажду усопшего. Аналогичные композиции довольно широко распространены в Египте, например, они встречаются и в росписях гробниц Нового царства. Поскольку Хатхор одновременно является госпожой финиковой пальмы, встречаются также изображения своеобразного дерева-гибрида – сикоморы, из которой вырастает финиковая пальма. В частности, известно изображение нескольких поколений известной семьи, получающих дары с Древа Жизни в виде такой “Сикоморовой Пальмы”. С верхушки дерева спускается Хатхор, одной рукой протягивающая поднос с финиками, а другой – льющая воду из вазы.
Культ “Хатхор, хозяйки сикоморы”, существовавший неподалеку от Мемфиса, относится к старейшим культам этого дерева. Существовали даже специальные жрицы Сикоморы. На Рисунке 3 воспроизведен фрагмент сцены поклонения священному дереву Сикоморе из росписи гробницы Усерхета (Фивы, XIX династия, XIV в. до н.э.). В огромной зале храма в Гелиополисе некогда стояла очень древняя сикомора, про которую говорили, что бог Тот и богиня Сефчет, “покровительница письменности, повелительница книг”, написали на ее листьях имя фараона. Бог Атум, следуя их примеру, “написал свое имя на этом благородном дереве своими собственными пальцами”. По мнению профессора Масперо, дерево в Матариях, называвшееся Деревом Девственницы, было потомком этой Священной Сикоморы из Гелиополиса.
Сикомора связана также и с другими богами, в частности, с Артемидой Эфесской. А позднеегипетское культовое место бога-крокодила Сухоса называется “Дом сикоморы”.
Ююба

Листья простые, эллиптические, короткочерешковые, цельнокрайние.
Цветки мелкие, зеленовато-белые, период цветения и плодоношения июнь — октябрь.
Плоды — небольшие круглые или яйцевидные, мясистые, гладкие; вначале имеют бледно-жёлтый цвет, затем красно-коричневый. Это сочные костянки с очень сладкой, вкусной и питательной мякотью.
Растение окультурено в древности и широко распространео в странах Южной и Восточной Азии, на юге Европы (Средиземноморье), в Японии, Австралии. Культивируется на Кавказе и в Центральной Азии. Растёт на солнечных сухих склонах гор и холмов. Известно около 400 сортов.
Плоды культурных сортов очень разнообразны по форме, окраске, содержанию сахара, вкусовым особенностям. Используются в пищу в свежем и сухом виде.
Зизифус считается ценным лекарственным и пищевым растением, его плоды, а также семена и листья, кору корней применяют в китайской народной медицине. Они обладают успокаивающим, гипотензивным, тонизирующим, мочегонным действием, семена оказывают седативное действие, тонизируют пищеварение, кора корней применяется при поносах. Используется для производства БАД.
Листья содержат анестезирующее вещество, при жевании временно парализующее восприятие сладкого и горького вкуса, в результате на некоторое время теряется способность ощущать сладкий вкус. Сахар, взятый после этого в рот, ощущается, как камешек, безвкусным. Однако способность ощущать солёное или кислое полностью сохраняются.