Лилии не прядут
У каждого народа имеется своя эпопея, обыкновенно длиной в человеческую жизнь. Для Франции старался Эмиль Золя, для России - Лев Толстой. С приходом кинематографа стремление показать в ретроспективе (имеется в виду "взгляд назад", а не термин киноискусства) изменение человеческого характера/быта с развитием общества, в переломные исторические моменты или в протяжении значительных, знаковых вехи никуда не ушло, а, пожалуй, даже развилось. И вот, отпуская в памяти "Унесенные ветром" и гражданскую войну штатов, передо мной - "Кровь и кости", несомненно сильная работа Ёити Саи и - Такеши Китано.
Центральная фигура фильма - Ким Шунпей, и он совершенно затмевает собой весь тот фон, на которой большая честь действующих лиц жалко ютится в тени этого корейца-иммигранта, будь то до- или послевоенная Корея, справедливо занимая место на обочине мыслей - ах, да, Вторая мировая, а это? конфликты... красные бунты... ну да, ну да - реэмиграция в КНДР, пропали без вести... И всё же этот фон увлекательно-познавателен, стоит только присмотреться с благодарностью - узнаешь много нового.
Вот он, современное животное без страха и упрёка. Да, зверь. Да, скотина. А что дальше? И тут-то зритель обнаруживает всю свою беспомощность - потому что мораль главного героя безупречна. Он подминает под себя женщину, которой обладает, и в своем собственничестве не приемлет чувства его неполноты. Он требует, чтобы всё оставалось в его безраздельном владении. Он презирает слабых детей - не добьются ведь ничего в жизни! Деньги, забранные в долг, нужно отдавать - путем такой вот нехитрой правды, подкрепляемой поеданием фарфора чашки или червивого мяса устанавливается его торжество надо всем живым в первобытной дикости, когда математика была арифметическим два плюс два, а люди оставляли богам черепа и кости убитых соплеменников, поедая кровь и мясо. Вот такой он, дьявол, как подмечает босс якудза.
"Я рожден из кости отца и из плоти моей матери…" - песенка, которую мог напевать герой повествования.
Маленький семейный ад, о котором мы все хорошо наслышаны. Жестокость, изуверство, насилие. Два с половиной часа для меня имеют бОльшую ценность, чем "Город Грехов" того же года.
Есть ли в Киме Шунпее способность к человеческим чувствам? На мой взгляд, безусловно. Я думаю, у него было настоящее ответное чувство ко второй жене, Киоко, любившей его, в отличие от первой, да и "применил эвтаназию" он к ней, лишь когда действительно убедился в том, что она не хочет жить, а не из-за уговоров новой сожительницы. Ким всегда поступает только по своей воле, добившись всего, и добиваясь ещё большего, он утверждается в правильности принципов, которыми он руководствуется в этом изначально негостеприимном мире. Однако, признавая свои правила, неминуемо он потерпит поражение и в стремлении воспитать своего последнего сына. Он был скалой, но он ушёл, и уже никто о нем не вспомнит из потомков в третьем-четвертом поколении, только если родители будут словоохотливы. А впрочем, было ли это нужно Киму?
К. Тарханова:
Тем не менее, то, что играет Китано - это жуть в полосочку. Или, если без мистики, это абсолютное зло, которое можно называть, как угодно. Главное, все в фильме знают, что он - жуть в полосочку, но сделать ничего не могут. По той простой причине, что человек не является ни "плохим", ни "садистом", ни "монстром" - никем, пока сам за собой это не признает. И вся жизнь человеческая - попытка уклониться от такого признания. Огромному большинству она, кстати, спокойно удается. Можешь свести в могилу двух жен и третью любовницу, можешь изгадить жизнь детям или пережить их, но сохранишь до глубокой старости чувство глубокого удовлетворения и благополучно умрешь в собственной постели, причем хорошей постели.
Нет, Ким не был тупой скотиной. Он был хитрый и лживый, и даже изобретательный - изобрел же себе богатую наживу. "Кровь и кости" изо всех сил заставляют признать, что Ким и есть человек. "Се человек", венец творенья, образец для подражания, герой на все времена. Подобная идея подтверждается тем, что фильм очень красивый - чистый, изящный, простой. "Честная бедность" в изображении позволяет любым подробностям быта, от бледных и нежных красавиц в японском дизайне до уличной помойки стать словно бы "виньетками", "кружевами" - украшением кадра. Недаром фильм завоевал массу премий как раз за эстетику: два национальных академических приза, другие призы за сценарий и режиссуру, за роли второго плана. Фильм гармоничен, под стать своему герою.
Центральная фигура фильма - Ким Шунпей, и он совершенно затмевает собой весь тот фон, на которой большая честь действующих лиц жалко ютится в тени этого корейца-иммигранта, будь то до- или послевоенная Корея, справедливо занимая место на обочине мыслей - ах, да, Вторая мировая, а это? конфликты... красные бунты... ну да, ну да - реэмиграция в КНДР, пропали без вести... И всё же этот фон увлекательно-познавателен, стоит только присмотреться с благодарностью - узнаешь много нового.
Вот он, современное животное без страха и упрёка. Да, зверь. Да, скотина. А что дальше? И тут-то зритель обнаруживает всю свою беспомощность - потому что мораль главного героя безупречна. Он подминает под себя женщину, которой обладает, и в своем собственничестве не приемлет чувства его неполноты. Он требует, чтобы всё оставалось в его безраздельном владении. Он презирает слабых детей - не добьются ведь ничего в жизни! Деньги, забранные в долг, нужно отдавать - путем такой вот нехитрой правды, подкрепляемой поеданием фарфора чашки или червивого мяса устанавливается его торжество надо всем живым в первобытной дикости, когда математика была арифметическим два плюс два, а люди оставляли богам черепа и кости убитых соплеменников, поедая кровь и мясо. Вот такой он, дьявол, как подмечает босс якудза.
"Я рожден из кости отца и из плоти моей матери…" - песенка, которую мог напевать герой повествования.
Маленький семейный ад, о котором мы все хорошо наслышаны. Жестокость, изуверство, насилие. Два с половиной часа для меня имеют бОльшую ценность, чем "Город Грехов" того же года.
Есть ли в Киме Шунпее способность к человеческим чувствам? На мой взгляд, безусловно. Я думаю, у него было настоящее ответное чувство ко второй жене, Киоко, любившей его, в отличие от первой, да и "применил эвтаназию" он к ней, лишь когда действительно убедился в том, что она не хочет жить, а не из-за уговоров новой сожительницы. Ким всегда поступает только по своей воле, добившись всего, и добиваясь ещё большего, он утверждается в правильности принципов, которыми он руководствуется в этом изначально негостеприимном мире. Однако, признавая свои правила, неминуемо он потерпит поражение и в стремлении воспитать своего последнего сына. Он был скалой, но он ушёл, и уже никто о нем не вспомнит из потомков в третьем-четвертом поколении, только если родители будут словоохотливы. А впрочем, было ли это нужно Киму?
К. Тарханова:
Тем не менее, то, что играет Китано - это жуть в полосочку. Или, если без мистики, это абсолютное зло, которое можно называть, как угодно. Главное, все в фильме знают, что он - жуть в полосочку, но сделать ничего не могут. По той простой причине, что человек не является ни "плохим", ни "садистом", ни "монстром" - никем, пока сам за собой это не признает. И вся жизнь человеческая - попытка уклониться от такого признания. Огромному большинству она, кстати, спокойно удается. Можешь свести в могилу двух жен и третью любовницу, можешь изгадить жизнь детям или пережить их, но сохранишь до глубокой старости чувство глубокого удовлетворения и благополучно умрешь в собственной постели, причем хорошей постели.
Нет, Ким не был тупой скотиной. Он был хитрый и лживый, и даже изобретательный - изобрел же себе богатую наживу. "Кровь и кости" изо всех сил заставляют признать, что Ким и есть человек. "Се человек", венец творенья, образец для подражания, герой на все времена. Подобная идея подтверждается тем, что фильм очень красивый - чистый, изящный, простой. "Честная бедность" в изображении позволяет любым подробностям быта, от бледных и нежных красавиц в японском дизайне до уличной помойки стать словно бы "виньетками", "кружевами" - украшением кадра. Недаром фильм завоевал массу премий как раз за эстетику: два национальных академических приза, другие призы за сценарий и режиссуру, за роли второго плана. Фильм гармоничен, под стать своему герою.