
Персонажи словно сошли со страниц литературного произведения. Потому что они раскрываются многосторонне, а об их поступках можно написать длинный труд. Опять-таки, интеллигентная среда (марка Соте?), бывший судья и бизнесмен Пьер Арно предлагает молодой Нелли свою поддержку. Просто из-за того, что когда-то он недолюбил, недочувствовал; нет, у него не было угрызений совести, как он сам признается, но он не отрицает понимание неправильности прошлого. Уход жены, разрыв с сыном, разорение в отместку бывшего друга и компаньона. Пьер проявляет интерес к Нелли именно как к человеку; он жадно ловит её мнение о его книге, выслушивает ее позицию по разным вопросам, она вносит живость в его домоседский быт. И между ними возникает странная, впрочем, неминуемая близость. (От чувства, что всё обреталище Арно в социуме странновато, непросто отделаться). А что Нелли? Она тоже непроста, не активна, но и не пассивна. Она может уйти, когда почувствует ,что так нужно, у нее есть собтвенные принципы и взгляды, произносимые вслух легко, только если нет жизненной усталости. Интересны и сопутствующие ситуации, когда, расставшись с человеком, наблюдаешь его в новой компании совершенно другим, преобразившимся, и думешь: а знал ли я ег она самом деле когда-то, соответствовал ли я ему, почему вместе и порознь - так различно... и прочая, прочая. Во всем этом - заслуга сценариста Жака Фиши, который может творить чудеса с умными, продуманными диалогами и монологами. Здесь нет нравоучений, ты думаешь, познаешь и узнаешь. Действительно, все представляется хорошей современной лтературой. Что тоже
необычно-непривычно. ) Лебединая песня Соте ещё раз отметила его интеллектуальный почерк и бережное внимание к людям, которые жили с ним совсем рядом в той
необычайно обычной Франции.
Фильм только чуть-чуть, на мой взгляд, уступает Un Coeur En Hiver.
Рецензия С. КудрявцеваПсихологическая драма
Для тех, кто видел замечательную ленту Клода Соте «Сердце зимой» с восхитительной Эмманюэль Беар в главной женской роли, их следующая совместная работа может показаться отчасти самоповторной, хотя в фильме «Нелли и господин Арно» речь идёт о иной невысказанной любви. Мужчина весьма преклонных лет Пьер Арно в безукоризненном исполнении Мишеля Серро (заслуженная премия «Сезар», как и у Соте — за режиссуру, а всего эта картина номинировалась в 11 категориях!) испытывает нежные чувства к молодой женщине по имени Нелли, которая недавно развелась и в поисках временной работы согласилась стать его добровольной помощницей по наведению порядка в архивах. Но на самом-то деле она, подобно животворной и неискоренимой стихии жизни, придала необходимый смысл существованию пожилого человека, уже пребывающего в ожидании скорого ухода из этого мира, и осветила, вероятно, его последние дни неизъяснимым светом истинной поэзии чувств. Поистине, самая лучшая любовь — так и не выраженная в словах.
И вряд ли постановщик ленты ведал, что «Нелли и господин Арно» окажется его действительно финальным кинопроизведением, своеобразной «лебединой песнью», пусть он скончался только через семь лет после этого заблаговременного молчаливого признания в искреннем неравнодушии к красоте человеческих отношений и к самой реальности, которая ведь никуда не исчезает и остаётся с теми, кто продолжает жить дальше.