Лилии не прядут
Свингующий Лондон 60-х, моды, хиппи. Детективная линия, но она тоже вторична. Слова ничего не скажут - надо смотреть. Т. к. Blow-Up - искусство для искусства. Мы привыкли к тому, что кино - лишь вспомогательная десятая младшая муза остальных девяти. Иногда - попросту мощный инструмент массовой культуры. Здесь же торжествует исключительно кинематограф, посредством ничего другого не удалось бы создать подобное впечатление, донести мысль, преобразить реальность в новом свете. Шедевр, сравнимый по уровню с фильмами Куросавы.
Софи Лорен неоднократно говорила о том, что Карло Понти (продюсер, муж) долгое время держал у себя сценарий по книге Хулио Кортасара "Слюни дьявола", который впоследствии стал сценарием о жизни фотографа. Софи подсказала ему, что фотографы (занятие фотографией набиравшее огромную популярность и доступность в то время (60-70ые) могут быть людьми, о которых вне зависимости от сюжета интересно смотреть кино. Но и сценарий был хорош, и это чувствовал Карло Понти. Он позвонил Антониони (т.к. понял, что только Антониони хорошо зацепит смысл картины и воплотит в жизнь, они уже работали раньше вместе и были друзьями вне работы кино); Антониони, подумав и проанализировав все линии, дал согласие.
Для вдохновения он и Тонино Гуэрра (поэт, сценарист) отправились в Лондон, чтобы познакомиться со всеми художниками этого города. В то время Лондон был центром жизни различных модных веяний и направлений, стремительно всходили Битлз, получили распространение и популярность идеи "свободы", секса и хиппи. Примерно эту праздную жизнь Антониони показал в пабе, когда фотограф искал людей, с кем мог бы поговорить о происходящем.
В накуренных помещениях сидели люди, передавали сигаретки с марихуаной, о чем-то между собой говорили. Все производило на Антониони двойственное впечатление. С одной стороны он видел, что происходит, но суть происходящего не проявлялась. Тогда родилась идея фильма - в мелькании будничной жизни никто не замечает чего-то важного (произошло убийство), и только с многократного увеличения одного и того же места на пленке фотограф практически случайно заметил суть.
Это намек на то, что у обычного человека нашего общества (а Антониони - это всегда масштаб социальной драмы) хоть и есть глаза, но они ничего не видят, то есть суть всего ускользает, а чтобы увидеть что произошло, нужно.. не глаза, а технику! многократное увеличение фотографии.
Конец фильма (игра без мяча) настоял Понти, когда приехал в завершающую неделю работы. Микеланджело, как настоящий художник, был недоволен работой и думал о том, как закончить кино, и никак не мог придумать, хотя ту самую сцену с теннисом он планировал показать не в конце. Понти посмотрел фильм и ему он понравился, но только он предложил его урезать и закончить как раз на игре без мяча (Понти хотелось философскую концовку). Антониони, подумав, согласился. Игра без мяча - ирония нашей жизни, когда она превращается в игру с пустым пространством.
Фильм взял все главные призы Канн и принес коммерческий успех Понти, т.к. тот давно был в минусе в связи с выпуском провальных в кассах кино картин.
Даша АЗАРОВА
"Фотоувеличение" — первый англоязычный фильм знаменитого итальянского режиссёра. Снятый в Великобритании, он несёт в себе, тем не менее, большинство центральных идей, обозначенных ранее в "итальянском" этапе творчества Антониони. Сценарий "Фотоувеличения" был навеян рассказом Хулио Кортасара "Слюни дьявола", однако было бы неверно назвать фильм экранизацией. Это совершенно самостоятельное произведение, лишь отдалённо перекликающееся с литературным первоисточником. Разные герои. Разные преступления. В "Слюнях дьявола" это совращение ребёнка — женщина искушает мальчика-подростка, уговаривает его вступить в связь с немолодым уже мужчиной. В "Фотоувеличении" это убийство — женщина заманивает пожилого мужчину под пули киллера. Развязки двух историй также разнятся. В рассказе герой Роберто Мишель, фотограф-любитель, своим появлением невольно предотвращает преступление. В фильме убийство совершено. Томас, полный сомнений и смутных догадок, возвращается в парк и видит мёртвое тело. Однако всё далеко не однозначно. Доказательства исчезают: тело, плёнка, фотографии. Произошло ли преступление на самом деле, или оно было лишь плодом воображения фотографа? Вопрос остаётся открытым.
Антониони использует псевдо-детективную сюжетную конструкцию как отправную точку для развёртывания экзистенциальной картины мира, для философского осмысления окружающей действительности. Исследуемый через окуляр видоискателя, мир в фильме Антониони предстает балансирующим на тонкой грани между реальным и иллюзорным, между действительностью и человеческим сознанием, выхватывающим лишь отдельные образы, но неспособным проникнуть глубже, познать суть вещей, составить целостную картину бытия. Реальность ускользает как утренний туман сквозь пальцы. Вещи не таковы, какими кажутся. Мир непознаваем. В финальной сцене Томас наблюдает за разыгрываемой мимами сценой игры в теннис. Нет ни мяча, ни ракеток, однако герой слышит звуки ударов, настоящей игры. И даже бросает "теннисистам" вылетевший за ограду корта "мяч". Так что же реально, а что существует лишь в человеческом сознании?
Привычна для фильмов Антониони тема одиночества, бессмысленности человеческого существования, некоммуникабельности людей, их неспособности к пониманию друг друга и даже самих себя. Создаётся ощущение, что в "Фотоувеличении" одиноки и бессмысленны даже вещи. Вырванные из контекста, они теряют свое назначение, становятся как бы только тенями, символами вещей. Обломок гитары Джеффа Бека, из-за которого буквально дрались поклонники в клубе, где проходил концерт The Yardbirds, выброшенный на улицу, оказывается не нужен случайным прохожим. Винт самолёта, купленный Томасом в антикварной лавке, выглядит нелепым гигантским памятником воплощенной бессмысленности. Целый ряд ярких символов работает в фильме на общую идею.
"Фотоувеличение" — безусловно, один из самых знаменитых фильмов 1960-х. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что изначальная реакция зрителей и критики на фильм не была однозначной. Определённую роль сыграло присутствие в "Фотоувеличении" достаточно откровенных для своего времени сексуальных сцен. Фильм был довольно прохладно встречен в Штатах, не получил ни одного "Оскара" из двух номинаций (лучший режиссёр и лучший сценарий). В Европе же "Фотоувеличение" удостоилось Международного Гран-при Каннского кинофестиваля в 1967-ом году.
Ещё одна статья - подробный полуобъективный анализ фильма.
История возникновения
Софи Лорен неоднократно говорила о том, что Карло Понти (продюсер, муж) долгое время держал у себя сценарий по книге Хулио Кортасара "Слюни дьявола", который впоследствии стал сценарием о жизни фотографа. Софи подсказала ему, что фотографы (занятие фотографией набиравшее огромную популярность и доступность в то время (60-70ые) могут быть людьми, о которых вне зависимости от сюжета интересно смотреть кино. Но и сценарий был хорош, и это чувствовал Карло Понти. Он позвонил Антониони (т.к. понял, что только Антониони хорошо зацепит смысл картины и воплотит в жизнь, они уже работали раньше вместе и были друзьями вне работы кино); Антониони, подумав и проанализировав все линии, дал согласие.
Для вдохновения он и Тонино Гуэрра (поэт, сценарист) отправились в Лондон, чтобы познакомиться со всеми художниками этого города. В то время Лондон был центром жизни различных модных веяний и направлений, стремительно всходили Битлз, получили распространение и популярность идеи "свободы", секса и хиппи. Примерно эту праздную жизнь Антониони показал в пабе, когда фотограф искал людей, с кем мог бы поговорить о происходящем.
В накуренных помещениях сидели люди, передавали сигаретки с марихуаной, о чем-то между собой говорили. Все производило на Антониони двойственное впечатление. С одной стороны он видел, что происходит, но суть происходящего не проявлялась. Тогда родилась идея фильма - в мелькании будничной жизни никто не замечает чего-то важного (произошло убийство), и только с многократного увеличения одного и того же места на пленке фотограф практически случайно заметил суть.
Это намек на то, что у обычного человека нашего общества (а Антониони - это всегда масштаб социальной драмы) хоть и есть глаза, но они ничего не видят, то есть суть всего ускользает, а чтобы увидеть что произошло, нужно.. не глаза, а технику! многократное увеличение фотографии.
Конец фильма (игра без мяча) настоял Понти, когда приехал в завершающую неделю работы. Микеланджело, как настоящий художник, был недоволен работой и думал о том, как закончить кино, и никак не мог придумать, хотя ту самую сцену с теннисом он планировал показать не в конце. Понти посмотрел фильм и ему он понравился, но только он предложил его урезать и закончить как раз на игре без мяча (Понти хотелось философскую концовку). Антониони, подумав, согласился. Игра без мяча - ирония нашей жизни, когда она превращается в игру с пустым пространством.
Фильм взял все главные призы Канн и принес коммерческий успех Понти, т.к. тот давно был в минусе в связи с выпуском провальных в кассах кино картин.
24 ВЗГЛЯДА В СЕКУНДУ
Даша АЗАРОВА
"Фотоувеличение" — первый англоязычный фильм знаменитого итальянского режиссёра. Снятый в Великобритании, он несёт в себе, тем не менее, большинство центральных идей, обозначенных ранее в "итальянском" этапе творчества Антониони. Сценарий "Фотоувеличения" был навеян рассказом Хулио Кортасара "Слюни дьявола", однако было бы неверно назвать фильм экранизацией. Это совершенно самостоятельное произведение, лишь отдалённо перекликающееся с литературным первоисточником. Разные герои. Разные преступления. В "Слюнях дьявола" это совращение ребёнка — женщина искушает мальчика-подростка, уговаривает его вступить в связь с немолодым уже мужчиной. В "Фотоувеличении" это убийство — женщина заманивает пожилого мужчину под пули киллера. Развязки двух историй также разнятся. В рассказе герой Роберто Мишель, фотограф-любитель, своим появлением невольно предотвращает преступление. В фильме убийство совершено. Томас, полный сомнений и смутных догадок, возвращается в парк и видит мёртвое тело. Однако всё далеко не однозначно. Доказательства исчезают: тело, плёнка, фотографии. Произошло ли преступление на самом деле, или оно было лишь плодом воображения фотографа? Вопрос остаётся открытым.
Антониони использует псевдо-детективную сюжетную конструкцию как отправную точку для развёртывания экзистенциальной картины мира, для философского осмысления окружающей действительности. Исследуемый через окуляр видоискателя, мир в фильме Антониони предстает балансирующим на тонкой грани между реальным и иллюзорным, между действительностью и человеческим сознанием, выхватывающим лишь отдельные образы, но неспособным проникнуть глубже, познать суть вещей, составить целостную картину бытия. Реальность ускользает как утренний туман сквозь пальцы. Вещи не таковы, какими кажутся. Мир непознаваем. В финальной сцене Томас наблюдает за разыгрываемой мимами сценой игры в теннис. Нет ни мяча, ни ракеток, однако герой слышит звуки ударов, настоящей игры. И даже бросает "теннисистам" вылетевший за ограду корта "мяч". Так что же реально, а что существует лишь в человеческом сознании?
Привычна для фильмов Антониони тема одиночества, бессмысленности человеческого существования, некоммуникабельности людей, их неспособности к пониманию друг друга и даже самих себя. Создаётся ощущение, что в "Фотоувеличении" одиноки и бессмысленны даже вещи. Вырванные из контекста, они теряют свое назначение, становятся как бы только тенями, символами вещей. Обломок гитары Джеффа Бека, из-за которого буквально дрались поклонники в клубе, где проходил концерт The Yardbirds, выброшенный на улицу, оказывается не нужен случайным прохожим. Винт самолёта, купленный Томасом в антикварной лавке, выглядит нелепым гигантским памятником воплощенной бессмысленности. Целый ряд ярких символов работает в фильме на общую идею.
"Фотоувеличение" — безусловно, один из самых знаменитых фильмов 1960-х. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что изначальная реакция зрителей и критики на фильм не была однозначной. Определённую роль сыграло присутствие в "Фотоувеличении" достаточно откровенных для своего времени сексуальных сцен. Фильм был довольно прохладно встречен в Штатах, не получил ни одного "Оскара" из двух номинаций (лучший режиссёр и лучший сценарий). В Европе же "Фотоувеличение" удостоилось Международного Гран-при Каннского кинофестиваля в 1967-ом году.
Ещё одна статья - подробный полуобъективный анализ фильма.